Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Мониторинг как система промежуточных и итоговых результатов освоения детьми образовательной области «Безопасность»: мониторинг образовательного процесса»

cmonit-obraz

Качество образования в дошкольном учреждении можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе федеральных государственных требований  к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Основой решения проблемы качества образования в ДОУ является проектирование, планирование  и внедрение системы управления качеством образовательной деятельности. Одна из систем качества в дошкольном учреждении — мониторинг качества образования.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений называется мониторингом. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

Система получения точных данных о планируемых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и усвоения детьми образовательных областей обеспечивается посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной деятельности или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о достижениях детей  и прогнозировать их развитие. 

Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:

  •  Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.
  •  Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе.
  •  Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса.
  •  Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми всех возрастных групп итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников уровня усвоения программы по образовательным областям.

Существенные признаки, отличающие педагогический мониторинг от педагогической диагностики – значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость.  Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики. Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволяют получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности в детском саду, а также отразить динамику развития образовательного процесса.

Некоторые ученые (О. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и др.) отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, которая стекается  в методический кабинет от всех специалистов ДОУ (воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физическому воспитанию и др.). Данная информация анализируется, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации служит мониторинг.

 

Задачи мониторинга:

  • непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ,
  • своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
  • осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
  • повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
  • вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.

 

Выделяют следующие виды мониторинга в деятельности дошкольного учреждения:

  1. Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
  2. Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости – коррекция данных условий.
  3. Психологический мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
  4. Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Особенности мониторинга:

1. Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1–3–5 лет.

2. Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

3. При проведении мониторинга основное внимание направляют на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

4. Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой либо системы с намеченным.

Методы мониторинга:

  •  изучение продуктов детской деятельности;
  •  игровые, тестовые задания;
  •  проведение контрольно-оценочных занятий;
  •  собеседование с педагогами, родителями и детьми;
  •  анкетирование и опрос;
  •  анализ документации;
  •  наблюдение;
  •  в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов
  •  в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования;
  •  качественный анализ и количественная обработка результатов;
  •  индивидуальная и групповая экспертная оценка;
  •  рейтинг.

Служба мониторинга в ДОУ:

Заведующий, заместитель заведующей – осуществляет сбор информации, отслеживает соответствие состояния и результатов образовательного процесса государственным требованиям, выполнение реализуемой основной общеобразовательной программы, взаимоотношения взрослых и детей, а также другие показатели качества образовательного процесса в ДОУ, осуществляет контрольную функцию, которая является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Воспитатели, педагог-психолог, учитель – логопед, инструктор по ф/к – отслеживают динамику усвоения дошкольниками программного материала, соответственно требованиям ООП, подготовку детей к школе с целью выявления особенностей, изменений в развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.

Проведение педагогического мониторинга проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Его главное предназначение – анализ и устранение причин, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.

Медсестра – осуществляет отслеживание состояния здоровья воспитанников: физическое развитие, заболеваемость, посещаемость. Выявляет факторы, отрицательно влияющие на самочувствие и здоровье детей.

 

Создание системы мониторинга в ДОУ

 

  •  отбор диагностических методик,
  •  подготовка анкет, тестов, опросников,
  •  разработка критериев обучения работе с ними педагогов и медсестру;
  •  проведение мониторинга;
  •  первичное накопление информации;
  •  качественная обработка данных или их распознавание, в ходе которых выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта.

         С целью создания оптимальных условий для работы, воспитания и обучения всех участников образовательного процесса необходимо разработать положение о мониторинге, на основании которого проводятся различные его виды. Созданная в ДОУ система ежемесячного контроля определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

По каждой области исследования имеются соответствующие критерии, которые разрабатываются на основе ее содержания. Сбор информации осуществляется с помощью анкет и опросников; тестовых заданий, карт и других форм (викторины, тренинги, решение предложенных воспитателем ситуаций и пр.).

Затем происходит систематизация и обработка всей полученной информации. Результаты мониторинга фиксируются в мониторинговых  таблицах, диаграммах, схемах, циклограммах, используются при создании программы развития ДОУ, перспективных планов, авторских программ, могут оказаться полезными при проведении аттестации педагогов и ДОУ.

Мониторинг проводится по разделам:

1. Мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов:

  •  Образовательный уровень;
  •  Квалификационный уровень;

2. Мониторинг реализации программ

3. Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.

4. Мониторинг эффективности самообразования педагогов.

5. Мониторинг качества инновационной деятельности педагогов.

6. Мониторинг передового педагогического опыта педагогов.

7. Мониторинг по использованию педагогами ИКТ.

8. Мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей.

9. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.

10. Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы.

11. Мониторинг успеваемости выпускников ДОУ в школе.

13. Мониторинг творческих достижений педагогов.

14. Мониторинг творческих достижений воспитанников.

Использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.

Деятельность руководителя по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, дает возможность оценить качество образования в ДОУ, наметить “точки роста”. Чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Руководитель должен не только владеть актуальной, точной информацией, но и анализировать и эффективно использовать ее в управленческих решениях.

Мониторинг в образовательной деятельности направлен на изучение процесса достижения детьми всех возрастных групп итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников уровня усвоения программы по образовательным областям.

Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах воспитательно-образовательного процесса  для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ.

Ежегодно проводимый мониторинг качества образования промежуточный (в конце каждого учебного года в каждой возрастной группе) или итоговый (в конце учебного года в выпускной группе) позволяют четко  выявить проблемы и проследить перспективу развития дошкольника и определить портрет выпускника.

Мониторинг позволяет организовывать работу с детьми в дошкольном учреждении в режиме развития, своевременно выявлять проблемы и принимать своевременные правильные решения в распределении нагрузки на детей, реализации метода дифференцированного и индивидуального подхода к организации образовательной деятельности   с детьми,  в прогнозировании дальнейшей деятельности, направленной на развитие дошкольников.

Мониторинг выступает в качестве средства, обеспечивающего высокий уровень качества образовательных услуг в ДОУ на всех этапах его развития.

Выбор методов определяется задачей изучения того или иного направления деятельности. Для осуществления мониторинга рекомендуется использовать комплекс методов. Это обеспечивает целостное представление о состоянии образовательного процесса.

 

Мониторинг работы с кадрами

Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.

Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в Банке данных о профессиональном мастерстве педагогов.

Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.

Успешность данного процесса во многом предопределяется деятельностью заместителя заведующей или старшего воспитателя ДОУ. Одним из приоритетных направлений их в решении данной проблемы является педагогический мониторинг как метод повышения уровня профессиональной квалификации педагогов ДОУ.

Мониторинг определяет:

  •  владение педагогическими технологиями,
  •  участие в методических мероприятиях (ДОУ, города, области),
  •  открытые мероприятия, проводимые педагогом,
  •  методические разработки, дидактические материалы,
  •  методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность,
  •  участие педагогов в мероприятиях различного уровня

Результативность мониторинга помогает качественной  организации и  осуществлению образовательного процесса в  ДОУ, стимулирует личностное развитие детей и творческий рост педагогов, позволяет эффективно распределять ресурсы ДОУ (финансовые, временные, личностного потенциала сотрудников), способствует повышению статуса  ДОУ в   городе.

Методика проведения промежуточного и итогового мониторинга

 

Цель проведения промежуточного и итогового мониторинга – изучить процесс достижения детьми дошкольного возраста планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников умений и навыков, которые они должны приобрести в результате освоения содержания по образовательным областям к 7 годам.

Разработанная методической службой ДОУ № 103 методика проведения мониторинга содержит критерии оценки усвоения детьми дошкольного возраста образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования и развития у них интегративных качеств. Разработанные критерии общеприняты в психолого – педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке.

Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ усвоения программы конкретным ребенком и определить общегрупповую тенденцию развития детей конкретного возраста.

Предлагаемая система мониторинга соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Результаты обследования достигаются путем использования общепринятых критериев усвоения программы детьми дошкольного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в усвоении программы».

Система мониторинга образовательного процесса содержит 10 образовательных областей, соответствующих ФГТ: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», все это позволяет осуществить комплексный подход к оценке усвоения ребенком программы в определенной возрастной группе.

 

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Таблицы мониторинга заполняются дважды в год – в январе и мае текущего учебного года. Технология работы с таблицами  включает два этапа.

Этап № 1.  Напротив фамилии каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается  итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.

 

Нормативными вариантами усвоения программы можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3, 7 можно считать показателями проблем в усвоении программного материала. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном не усвоениисодержания образовательных областей. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер и могут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей дошкольного возраста.)

Этап № 2. Когда все дети прошли обследование, подсчитывается итоговый % показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе и по каждому критерию.

Наличие математической обработки результатов мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям обусловлено квалифицированными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов освоения каждым ребенком основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Периодичность мониторинга устанавливается не менее двух раз в год.

 

ppt скачать - Мониторинг образовательного процесса. Образовательная область Безопасность

  • Сад работает с 6:30 до 18:30,